Законопроект о дистанционном участии в собраниях принят в третьем чтении

9 июня 2021 года Госдумой РФ в третьем чтении принят проект Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации», который предусматривает возможность дистанционно проводить собрания участников (акционеров) хозяйственных товариществ и обществ, собрания советов директоров (наблюдательных советов), попечительских советов, правлений юридических лиц, коллективов сособственников, в том числе сособственников недвижимости, собраний кредиторов в банкротстве, собраний владельцев облигаций и др.  

Напомним, что в настоящее время собрания в режиме видеоконференцсвязи (ВКС), не считаются очными собраниями. Как указано в пояснительной записке к законопроекту, на практике имеется ошибочное представление о том, что действующее законодательство требует проведения очных заседаний гражданско-правовых сообществ исключительно при условии физического (телесного) присутствия участников или их представителей в каком-то определенном помещении или на определенной территории, и формированию этой ошибки способствовал ряд положений законодательства.

В целях усовершенствования положений ГК РФ в части порядка принятия решений собраний и отражения этих решений в протоколах собраний законопроект предусматривает следующее:

  • очное присутствие на собрании возможно «офлайн» (физическое (телесное) присутствие), «онлайн» (дистанционное присутствие), а также возможен смешанный формат;
  • когда очного присутствия нет, а участникам собрания рассылаются документы для голосования («опросным путем»), речь идёт о «заочном голосовании»;
  • дистанционное присутствие может обеспечиваться с помощью любых электронных и технических средств;
  • протокол собрания возможно вести в электронном виде;
  • дистанционное присутствие является легитимным при условии использования любых способов, позволяющих достоверно идентифицировать участника собрания, обеспечить его участие в обсуждении повестки дня, установить его волеизъявление в ходе голосования (такие возможность и способы могут быть установлены законом, единогласным решением участников гражданско-правового сообщества или уставом юридического лица).

Таким образом, законопроект оставляет широкое поле для выбора способов дистанционного проведения собраний, которые могут проходить с применением новейших цифровых технологий, в т. ч. на блокчейн-платформах. Законопроект также дает свободу в определении способов волеизъявления участника собрания: оно может происходить как непосредственно - поднятие руки (в том числе на экране электронного гаджета), устно и пр., так и опосредованно, с использованием технических средств, в том числе электронных - заполнение бюллетеня, нажатие кнопки на пульте для голосования, выбор нужного варианта с помощью программных средств (например, «гугл-опрос», «зум-голосование») и пр. 

В случае принятия законопроекта новые нормы вступят в силу с 1 июля 2021 года, а все перечисленные изменения должны быть также отражены в федеральных законах, определяющих порядок принятия решений собраний участников гражданско-правовых сообществ: это Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"; Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Учитывая, что возможность дистанционного участия в собраниях продиктована не только угрозой распространения коронавируса, но и распространением цифровых технологий в целом, а также единогласное принятие законопроекта Госдумой РФ в третьем чтении, имеется большая вероятность того, что законопроект в текущей редакции может быть одобрен Советом Федерации и впоследствии принят.

Print

«Приземление» иностранных ИТ-компаний в России

В начале июня Госдума РФ приняла в первом чтении проект Федерального закона «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации».

Разработчики законопроекта предлагают обязать владельцев зарубежных информационных ресурсов, суточная аудитория которых составляет более 500 000 российских пользователей, создать на территории РФ филиалы или открыть представительства, либо учредить российские юридические лица для представления интересов зарубежных головных компаний в России. Аналогичную обязанность предлагается установить для зарубежных провайдеров хостинга, операторов рекламных систем и организаторов распространения информации в сети Интернет. Так, под действие законопроекта могут подпадать популярные зарубежные поисковики, видеохостинги, соцсети, сервисы онлайн-торговли, среди которых, соответственно: Google, Facebook, YouTube, TikTok, Twitter, Amazon и др.  

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, несмотря на то, что зарубежные ИТ-компании формально остаются вне российской юрисдикции, фактически граждане РФ используют их сервисы, пользуются их услугами и предоставляют им свои персональные данные. Вместе с тем, требования российского законодательства в сфере распространения информации иностранными компаниями не исполняются либо исполняются не в полном объёме. Законопроект призван установить равные условия деятельности для российских и иностранных лиц в этой сфере, а также создать механизм взаимодействия российских регуляторов с зарубежными ИТ-компаниями на территории РФ. 

В случае неисполнения требований закона, в отношении зарубежных ИТ-компаний могут применяться следующие меры понуждения (одна или несколько одновременно):

  • информирование пользователей информационного ресурса о нарушении законодательства РФ; 
  • запрет на распространение рекламы об информационном ресурсе; 
  • запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе; 
  • запрет на проведение платежей в адрес интернет-ресурса; 
  • запрет на поисковую выдачу; 
  • запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных; 
  • частичное или полное ограничение доступа к информационному ресурсу.

Помимо мер принуждения законопроектом отдельно предусмотрено применение дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности за нарушение требований закона. 

По предварительным оценкам предложенные меры не приведут к массовому уходу зарубежных ИТ-компаний из России, заинтересованных в многочисленной российской аудитории. Вместе с тем, текущая редакция законопроекта, вероятно, потребует доработки, в т. ч. по следующим причинам: 

  • законопроект не регулирует вопросы возможного структурирования деятельности лица, учрежденного в России зарубежной ИТ-компанией;
  • законопроект не предусматривает обязательных требований к размеру доли участия иностранного лица в уставном капитале компании, учрежденной в РФ;
  • законопроект не регулирует вопросы распределения ответственности между головной компанией и учрежденным в РФ лицом в случае нарушения требований закона;
  • применение вышеперечисленных мер понуждения предусмотрено законопроектом в т. ч. на случай невыполнения «иных требований, запретов и ограничений, предусмотренных законодательством РФ», но каких именно – не уточняется.

Будут ли учтены эти и другие замечания к законопроекту, покажет время. Поправки к законопроекту должны быть представлены до 4 июня 2021 года, а принять его планируется до конца текущего созыва.

Print

«Людям очень сложно сопоставить своё время и силы, чтобы явиться на собрание»

В муниципальном округе Подпорожского района Ленинградской области прошло первое онлайн-голосование с использованием «КриптоВече» в рамках реализации закона об инициативных комиссиях. Это первый раз, когда «КриптоВече» использовали в районном правительстве. Алексей Шилов, глава округа, рассказал про опыт онлайн-голосования и возможности использования для органов местного самоуправления.

Для решения каких вопросов использовали «КриптоВече»?

Мы использовали «КриптоВече» в рамках реализации третьего областного закона Ленинградской области, - закон об инициативных комиссиях. Мы прошли этапы выдвижения кандидатов и голосования по избранию членов инициативной комиссии, которые в течение будущих пяти лет будут решать вопросы по распределению средств и отбору предложений граждан для благоустройства. Затем у нас было выдвижение проектов граждан и электронное голосование по ним. 

Для чего, на ваш взгляд, система может применяться?

Система голосования достаточно интересна в плане функционала. Я так понимаю, можно проводить опросы жителей и голосования по вопросам местного значения, например, по отбору предложений по комфортной городской среде. Это было бы очень неплохим подспорьем для органов местного самоуправления.

Требуются ли какие-то доработки?

Думаю, что нет. Разве что сложная сама процедура регистрации и не совсем прозрачная. Нам стоило дать пояснительную информацию для участников голосования. По созданию опросов и голосований проблем у нас никаких не возникло.

Были бы интересны открытые вопросы для выдвижения каких-либо инициатив граждан?

Почему нет. Каждый человек, проживающий на территории, мог бы предложить свой проект того, что он хочет видеть на территории округа. Также было бы перспективно использовать систему при проведении общедомовых собраний, потому что зачастую у нас явка достаточно низкая. Людям очень сложно сопоставить своё время и силы, чтобы явиться на собрание. Так, у людей был бы какой-то промежуток времени, чтобы решать вопросы не только администрации и местного самоуправления, но и вопросы обслуживания и содержания жилых домов. 

Как использование системы повлияло на формирование кворума? Увеличилось ли количество голосующих?

К сожалению, большой явки у нас не получилось в этом году, так как это пилотный проект, времени на подготовку было мало. Плюс ещё местные проблемы возникли на территории (вынужденное наличие паромной переправы), из-за чего люди были замучены. Тем не менее, я думаю, что онлайн-голосование всё равно перспективно. У нас возникает возможность проведения опросов или голосований не в какое-то конкретное время, а в период времени, который не ограничен временем суток.

Удобно ли было анализировать результаты голосования? Пользовались функцией автоматического формирования протокола?

Реестровые данные, которые получили, мы отфильтровали и без проблем составили сводные таблицы. В части протокола, мы этой функцией не пользовались. 

Ощутима ли разница в процессах проведения электронного и бумажного голосования?

Я думаю, что все уже достаточно давно пользуются электронными средствами - от мала до велика, люди разных возрастов, поэтому в том формате, в котором предлагается «КриптоВече», у людей никаких сложностей не возникает. Даже те участники, которые приходили смотреть как это можно сделать - пенсионного возраста - никаких для себя особых вопросов в процедуре не увидели. Вопрос был только в регистрации, именно в части адресного согласования.

Могли бы вы рекомендовать систему для использования органами муниципальной, государственной власти? 

Да, сто процентов порекомендовал бы, возможности достаточно широкие. Как я говорил, это отсутствие временных ограничений, отсутствие потребности сотрудников органов местного самоуправления выходить на работу во внеурочное время, чтобы охватить максимальное количество желающих принять участие в голосовании или опросах.  

Какие минусы работы системы вы могли бы отметить?

Минусы не выявили. Скорее, скажем, недостатки. В части дополнения было бы неплохо для каждой процедуры иметь более подробные инструкции: что необходимо нажать, что ввести, в каком формате это должно быть. Тогда это было бы более понятно людям, и мы бы избежали ошибок как при регистрации, так и в процессе голосования. 

Мы готовимся к масштабному обновлению интерфейса, ориентировочно через три месяца, который будет более доступен и понятен для пользователя

Print

Contact Us
Feel free to contact us if you have any questions
Please enter your name!
Please enter your position!
Please enter your organization!
Please enter your email!
Please enter your message!