Блокчейн и закон: обзор законодательных инициатив

Юристы Центра технологий распределенных реестров подготовили обзор новых и относительно недавних законопроектов, призванных урегулировать отношения, связанные с использованием технологий распределенных реестров (блокчейна).

В подготовленном обзоре рассматриваются четыре нормативных акта, три из которых уже в силу, а один начнет своё действие с 28.01.2021:

  1. Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей ГК РФ»;
  2. Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  3. Федеральный закон № 419059-7 «О цифровых финансовых активах».
  4. Федеральный закон от 31.07.2020 N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации"
  5. Поправки в Налоговый Кодекс для IT-компаний
  6. Первые регуляторные «песочницы» могут заработать уже в мае 2021 года
  7. Регуляторная "песочница" в строительстве
  8. Цифровой рубль - перспективы правового регулирования
  9. Кредитование цифрового бизнеса: новые возможности

Несмотря на их тесную взаимосвязь, а также частично совпадающие составы рабочих групп, участвовавших в их разработке, до недавнего времени развитие данных законопроектов шло параллельно, а системные вопросы правового регулирования разрешались в них концептуально разными способами. В настоящем обзоре коротко освещена история их рассмотрения, а также рассмотрены имплементированные в них правовые подходы к использованию технологии распределенных реестров.

1. Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей ГК РФ» («Закон о цифровых правах»)

1 октября 2019 года вступил в силу закон №34-ФЗ от 18.03.2019, который ввел понятие цифрового права и описал природу сделок, проводимых с помощью смарт-контрактов. Как утверждали авторы закона в пояснительной записке, закон призван закрепить в российском законодательстве базовые понятия, с помощью которых “российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений…”.

Принятый закон не вносит серьезных и глобальных изменений в жизнь граждан РФ, его основное предназначение - дать определение термину “цифровые права”, который перекликался с термином “цифровые финансовые активы” (ЦФА), рассматриваемом в ранее внесенном в Государственную Думу законопроекте № 419059-7 «О цифровых финансовых активах». В итоге ЦФА теперь определяются как цифровые права, которые в свою очередь являются обязательственными и иными правами, содержание и условия осуществления которых определяются правилами информационной системы на основе распределенного реестра.

Из законопроекта было исключено понятие “цифровые деньги”, а само понятие “цифровые права” приобрело смысл гражданских прав. По задумке авторов, эта терминология заменит понятие “токен”, но для полномасштабных внедрения цифрового права понадобится внести изменения и в другие законы, в частности, в Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Кроме того, цифровые права были приравнены к имущественным правам (ст. 128 ГК РФ), что может означать необходимость уплаты налогов в порядке, установленном законом для этих объектов налогообложения.

Изменения коснулись также правил оформления сделок (ст. 160 ГК РФ). Стороны по-прежнему должны составлять документ, подтверждающий заключение сделки, в письменной форме, и подписывать его либо собственноручно либо с использованием электронной подписи (обычной или усиленной). Также допускается оформление сделок в электронной форме, если будут выполнены два условия. Первое -  в любой момент содержание сделки можно воспроизвести на материальном носителе (распечатать на бумаге). Второе - разрешается использовать любой способ, который позволит идентифицировать личности сторон, подписавших договор.

В качестве договоров, в которые могут быть включены условия об автоматизировано исполняемых обязательствах, обозначены только договор номинального счета и договор страхования. В то же время, закон содержит прямой запрет на составление завещания «с использованием электронных либо иных технических средств».

После вступления закона в силу все вопросы, относящиеся к электронной подписи, исключаются из ГК РФ и оставлены в Федеральном законе от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи". 

Поправка к ст. 434 ГК РФ определяет, что любое размещение товара в интернет-магазине приравнивается к публичной оферте, даже если собственник сайта не указал цену товара или оставил пометку “не оферта”.

2. Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («Закон о краудфандинге»)

Как указали авторы законопроекта в пояснительной записке, «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)», законопроект создавался для использования таких новых для краудфандинга инструментов, как токены (обозначающие имущественные права) и смарт-контракты для заключения сделок между инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции. Сами определения токенов и смарт-контрактов предполагалось дать в отдельном законе, что и было реализовано в Федеральном закон 34-ФЗ от 18.03.2019 г.  

Понятие “краудфандинг” было исключено из законопроекта до предварительного рассмотрения и заменено на “инвестиционные платформы”. Во втором чтении из глоссария были исключены термины “токен” и “смарт-контракт”, их заменили правила об инвестировании путем приобретения утилитарных цифровых прав. 

01.01.2020 Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу.

Предмет регулирования Федерального закона - отношения, возникающие в связи с инвестированием и привлечением инвестиций с использованием инвестиционных платформ. При этом под действие закона подпадают только предусмотренные законом способы инвестирования:

  • путем предоставления займов;
  • путем приобретения эмиссионных ценных бумаг, размещаемых на инвестиционной платформе, за исключением ценных бумаг кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, а также структурных облигаций и предназначенных для квалифицированных инвесторов ценных бумаг;
  • путем приобретения утилитарных цифровых прав.

Субъектами, в отношении которых закон предусматривает особый правовой режим деятельности, являются:

  • операторы инвестиционных платформ;
  • участники инвестиционных платформ:
    • лица, привлекающие инвестиции;
    • инвесторы;
    • депозитарии.

Оператор инвестиционной платформы - хозяйственное общество, предоставляющее доступ к инвестиционной платформе ее участникам, а также осуществляющее деятельность по организации привлечения инвестиций. Оператор устанавливает и раскрывает участникам правила инвестиционной платформы, требования к содержанию которых определены законом. Оператор заключает договоры об оказании услуг по привлечению инвестиций и об оказании услуг по содействию в инвестировании с лицами, привлекающими инвестиции, и инвесторами.

Помимо правил инвестиционной платформы, ее оператор обязан раскрывать большой объем информации о себе (включая годовые отчеты о результатах деятельности по организации привлечения инвестиций) и об администрируемой платформе (например, срок восстановления ее функционирования в случае возникновения неисправностей). Оператор обязан раскрывать (или предоставлять по запросу инвестора) информацию о каждом лице, привлекаемом инвестиции, и об их инвестиционных предложениях.

На оператора инвестиционной платформы возлагаются обязанности по контролю за соблюдением не только правил инвестиционной платформы, но и требований и ограничений, установленных законом в отношении участников платформы. В первую очередь сюда относится обязанность установления лица, использующего платформу, например, при помощи сведений из единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Помимо этого, закон отдельно предусматривает определенные технические требования, которым должна соответствовать инвестиционная платформа. 

Оператор инвестиционной платформы несет ответственность за убытки, причиненные вследствие:

  • раскрытия недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации об инвестиционной платформе и операторе инвестиционной платформы;
  • нарушения оператором инвестиционной платформы правил инвестиционной платформы;
  • несоответствия инвестиционной платформы требованиям, предусмотренным новым законом.

Оператор инвестиционной платформы должен быть включен в реестр операторов инвестиционных платформ. Определение порядка включения лиц в данный реестр, состав включаемых в него сведений, а также непосредственно ведение реестра осуществляется Банком России. 

Лица, привлекающие инвестиции – юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым оператор инвестиционной платформы оказывает услуги по привлечению инвестиций. Лицо, привлекающее инвестиции, размещает инвестиционное предложение (оферту на заключение с ним договора инвестирования) на инвестиционной платформе в соответствии с ее правилами.

С помощью технических средств платформы инвестор выражает желание принять инвестиционное предложение. Это возможно при условии наличия необходимой суммы денег на номинальном счете инвестора, открытом оператором платформы.  Однако договор инвестирования считается заключенным лишь с момента поступления денежных средств инвесторов на банковский счет лица, привлекающего инвестиции. В случае, если минимальный объем привлечения денежных средств в рамках инвестиционного проекта не будет достигнут, лицо, привлекающее инвестиции, не получит эти денежные средства.

При размещении инвестиционного предложения лицо, привлекающее инвестиции, может определить один из следующих способов инвестирования:

  • путем предоставления займов;
  • путем приобретения эмиссионных ценных бумаг, за исключением ценных бумаг кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, а также структурных облигаций и предназначенных для квалифицированных инвесторов ценных бумаг;
  • путем приобретения утилитарных цифровых прав.

Под утилитарными цифровыми правами в законе следует понимать обязательственные цифровые права, которые не подлежат государственной регистрации, изначально возникли в качестве цифровых прав, оборот которых возможен только в инвестиционной платформе. Лицо, привлекающее инвестиции, определяет в соответствии с правилами инвестиционной платформы содержание и условия осуществления утилитарных цифровых прав, в том числе:

  • существо права (требования);
  • порядок осуществления утилитарных цифровых прав;
  • количество предлагаемых утилитарных цифровых прав;

В отношении лица, привлекающего инвестиции, закон предусматривает определенные ограничения, призванные препятствовать осуществлению данной деятельности недобросовестными лицами. 

Инвестор - физическое или юридическое лицо, которому оператор инвестиционной платформы оказывает услуги по содействию в инвестировании. До заключения соответствующего договора с оператором инвестор должен направить ему подтверждение того, что он ознакомился с рисками, связанными с инвестированием, осознает, что инвестирование с использованием инвестиционной платформы может привести к потере инвестиций в полном объеме, и принимает такие риски.

В зависимости от того, обладает ли инвестор-физическое лицо статусом квалифицированного инвестора, к нему могут применяться ограничения по совокупному объему инвестирования посредством инвестиционных платформ (не более 600 тыс. рублей за один календарный год). Контроль за реализацией этого ограничения осуществляется оператором инвестиционной платформы.

Инвестирование с использованием инвестиционной платформы осуществляется посредством перечисления безналичных денежных средств на номинальный счет, открываемый оператору инвестиционной платформы. В течение пяти дней с момента принятия инвестором инвестиционного предложения денежные средства, находящиеся на номинальном счете, в любой момент возвращаются инвестору по его требованию.

Также в законе содержится информация о “цифровых свидетельствах” - неэмиссионных бездокументарных ценных бумагах, которые не имеют номинальной стоимости и удостоверяют принадлежность их владельцам цифровых прав. Распоряжаться цифровыми свидетельствами может депозитарий, который по требованию владельцев оказывает им услуги по осуществлению утилитарных цифровых прав.

Инвестиционная платформа для приобретения утилитарных цифровых прав должна соответствовать ряду требований:

  • технические средства инвестиционной платформы, на которых хранится база данных инвестиционной платформы, должны быть физически отделены друг от друга и подключены к информационно-телекоммуникационной сети (узлы инвестиционной платформы);
  • информационные технологии инвестиционной платформы должны осуществлять в автоматическом режиме (без участия человека) поддержание тождественности информации, содержащейся в базах данных инвестиционной платформы, на всех узлах инвестиционной платформы;
  • база данных инвестиционной платформы должна находиться под управлением программ, установленных на узлах инвестиционной платформы.

Инвестирование путем приобретения утилитарных цифровых прав через инвестиционную платформу подразумевает использование технологий распределенных реестров. При этом алгоритм консенсуса должен обеспечивать конгруэнтность узлов инвестиционной платформы. 

Однако наибольший интерес вызывает формулировка последнего из требований, которая может быть истолкована как требование по обеспечению контроля за формированием распределенной базы данных через программы, установленные на узлах платформы. Подобный подход существенно сужает сферу действия закона от 02.08.2019 № 259-ФЗ, исключая из нее инвестиционные проекты, основанные на так называемых "публичных блокчейнах".

3. Проект Федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах»

Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ регулирует отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов. Закон закрепляет в российском законодательстве понятия, связанные с ЦФА, и определяет правила привлечения организациями и ИП инвестиций путем выпуска цифровых прав (токенов).

Само понятие цифрового права было определено в Федеральном законе от 18.03.2019 № 34-ФЗ, который вступил в силу 01.01.2021.

Какие определения предусматривает Закон № 259-ФЗ

Цифровой финансовый актив (ЦФА) – это цифровые права, включающие:

  • денежные требования;
  • возможность осуществлять права по эмиссионным ценным бумагам;
  • право участия в капитале непубличного акционерного общества;
  • право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске ЦФА.

Закон разграничивает ЦФА, удостоверяющие права на ценные бумаги, иные ЦФА, а также цифровые операционные знаки (ЦОЗ). ЦОЗ - это совокупности электронных данных, выпускаемые и используемые для организации обращения ЦФА или совершения других сделок с использованием ЦФА, полученные по правилам информационной системы. Порядок осуществления выпуска и использования ЦОЗ должен быть определен Банком России посредством принятия отдельного нормативного акта. 

Цифровая валюта – это:

  • совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения) в ИС;
  • может быть средством платежа (или инвестициями), но не является денежной единицей РФ или иностранного государства, а также международной денежной или расчетной единицей;
  • нет лица, обязанного перед каждым обладателем цифровой валюты, за исключением операторов или узлов информационной системы.

Что касается криптовалюты, она не признается объектом гражданских прав напрямую, однако в   ряде случаев считается имуществом, например, при применении:

  • Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
  • Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
  • Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

В рамках указанных законов на криптовалюту можно наложить взыскание.

Фиксировать ЦФА будет информационная система (ИС), специально предназначенная для их выпуска. Под ИС подразумевается совокупность информации, содержащейся в базах данных, а также информационные технологии и технические средства, обеспечивающие ее обработку. Вносить записи в информационную систему могут индивидуальные предприниматели и коммерческие и некоммерческие организации. 

Решение о выпуске ЦФА составляется в электронной форме и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью ИП или руководителя организации, выпускающих ЦФА. Оно должно быть размещено в интернете на сайте лица, выпускающего ЦФА, и признается публичной офертой. В каждом решении предусмотрен перечень обязательных условий, включая сведения о лице, выпускающем ЦФА, операторе информационной системы, количестве ЦФА и цене приобретения. 

В законе нет ограничений на проведение сделок, однако часть из них может быть проведена только через оператора обмена ЦФА. Сюда входят сделки по обмену одного вида ЦФА на другой, обмен ЦФА на цифровые права и ряд других сделок. 

Оператор информационной системы - включенное в реестр операторов информационных систем юридическое лицо, личным законом которого является российское право. Реестр операторов ведется Банком России. Оператор информационной системы утверждает ее правила, в которые должны входить правила выпуска, учета и обращения ЦФА и ЦОЗ, а также требования к пользователям информационной системы и другие положения.

Оператор обмена ЦФА:

  • кредитные организации;
  • организаторы торговли;
  • иные организации, соответствующие требованиям Закона № 259-ФЗ.

Операторы обмена также, как и операторы информационной системы, включаются ЦБ РФ в специальный реестр. При этом Оператор обмена ЦФА может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора информационной системы, в рамках которой осуществляется выпуск ЦФА, а также с деятельностью оператора инвестиционной платформы.

Каковы условия оборота цифровой валюты?

Что касается условий оборота цифровой валюты, Закон № 259-ФЗ запрещает принимать цифровую валюту в оплату за товары (работы, услуги):

  • российским организациям;
  • филиалам, представительствам и иным обособленным подразделениям международных и иностранных организаций, созданных на территории РФ;
  • физлицам, фактически находящимся в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Другие сделки с цифровой валютой законом не запрещены. Поэтому криптовалюту можно продавать, обменивать или дарить. Кроме того, в РФ запрещается реклама цифровой валюты в качестве оплаты за товары.

4. Федеральный закон от 31.07.2020 N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации"

28 января 2021 года в силу вступит Федеральный закон от 31.07.2020 N 258-ФЗ. Напомним, что в рамках экспериментальных правовых режимов (ЭПР) в сфере цифровых инноваций на территории РФ станет возможным формирование регуляторных "песочниц". Иными словами, ограниченному числу компаний на определенной территории и на определенное время может быть предоставлено право соблюдать действующее законодательство с рядом особенностей, позволяющих применять в своей деятельности технологии в сфере цифровых инноваций. Применение песочниц позволит существенно экономить за счет сокращения издержек в рамках создания нового ПО, что в перспективе приведет к росту доходов компаний от использования нового ПО без длительной процедуры адаптации под действующее законодательство.  Это, в свою очередь, создаст преимущество для отечественных компаний на мировых рынках благодаря использованию инноваций.

В перечень таких технологий вошли: технологии систем распределенного реестра, нейротехнологии и технологии искусственного интеллекта, технологии работы с большими данными, квантовые технологии, производственные технологии, технологии робототехники и сенсорики, беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальности, промышленного интернета (интернет вещей), отраслевые цифровые технологии.

Создание регуляторных «песочниц» возможно в нескольких сферах: медицина, транспорт, сельское хозяйство, финансовая деятельность, торговля, строительство, предоставление государственных и муниципальных услуг и осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, промышленность и др. 

Срок действия экспериментального правового режима не может превышать 3 года. Правительством РФ может быть принято решение о его продлении на 1 год.

По предварительным оценкам, создание регуляторной «песочницы» потребует значительных усилий, связанных с подготовкой программы, ее согласованием с регулирующим органом, выполнением ряда требований, предъявляемых к участникам ЭПР. Вместе с тем, в результате у бизнеса Санкт-Петербурга появится реальная возможность работать с инновационными цифровыми технологиями в рамках «адаптированных» правовых режимов, а у органов власти – возможность оценивать эффективность эксперимента и принимать решения, начиная от продления срока действия ЭПР вплоть до интеграции условий ЭПР в законодательство РФ. В будущем это может привести к созданию новых рабочих мест, появлению новых компаний и росту ВРП.

Текущий перечень нормативных актов, регулирующих применение ЭПР в сфере цифровых инноваций, опубликован на официальном сайте Минэкономразвития России.

Метки: Распределенные реестры, Цифровизация, Блокчейн, Криптовалюты, Законодательство

Печать


Напишите нам
Обращайтесь, если у вас есть вопросы
Введите пожалуйста Ваше имя!
Введите пожалуйста Вашу должность!
Введите пожалуйста название Вашей организации!
Введите пожалуйста Ваш email!
Введите пожалуйста Ваш вопрос!